Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:
-
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
-
Наличие у ребенка своеобразных привычек.
-
Неумение занять себя игрушкой.
-
Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми
Как помочь ребёнку приспособиться к детскому саду:
Спокойное
утро.
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно
организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное
правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность
и еще больше расстраивается.
И
дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте
доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду –
раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом,
озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и
сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя,
что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим
настроением.
Пусть
малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.
Максимально
сократите время переодевания и прощания! (до 2-х, 3-х минут).
Не
целуйтесь, не обнимайтесь с ребенком по 10 – 15 минут!
Не
уговаривайте малыша извиняющимся тоном! Не говорите о том, что будете скучать,
выражайте радость за ребенка: «Тебе так повезло, ты ходишь в садик! Я бы тоже
пошла, жаль, взрослым нельзя. Там так интересно!» Будьте тверды, убедительны.
Уходите, не оборачиваясь. Ведь у вас – дела, работа, и ребенок об этом
прекрасно знает.
Твердо
выполняйте обещания!
Если
сказали, что заберете ребенка после обеда, забирайте в назначенное время!
Не
обманывайте ребенка, не подрывайте его веру в самых дорогих и близких людей. Не
заставляйте его страдать, плакать, ожидая вас.
Обязательно
скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда,
или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет
после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь,
выполняйте свои обещания!
У
вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой,
сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем
дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш. Если
ребёнок не проявляет негативных эмоций, приходя в детский сад, не растягивайте
прощание, уходите быстро. Не показывайте ребёнку вашу тревогу за него. Если вы задерживаетесь,
ребёнок начнёт жалеть себя.
Победить
«сцены» помогут «ритуалы».
«Ритуал»
- это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя,
мама всегда:
-
на три минутки берет малыша на руки;
-
целует и говорит, куда уходит и когда придет;
-
просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
-
говорит «спасибо» и «пока-пока»;
-
если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не
поделаешь, приходится расставаться;
-
передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
-
уходит.
Такое
поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится
ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит
ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет
и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Как помочь ребенку на этапе адаптации к
детскому саду
Первые
дни ребенка приводят не к завтраку, а к прогулке. И оставлять
ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице
чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Рекомендуем
приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит
смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Одним
из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на
сон, поэтому воспитатели используют такие приемы, как:
-
настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий
-
ласкают ребенка: гладят ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям)
-
хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей (рука
должна касаться лишь кончиков волос).
Эмоциональное
состояние ребенка и его привыкание контролируется с помощью “Листа адаптации”,
где отмечаются в контрольные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 8-й, 16–й, 32-й и при
необходимости 64-й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка,
аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности,
который ребенок предпочитает.
Как сделать период адаптации малыша к
новым условиям наиболее мягким?
Как вести себя родителям, что стоит
объяснить малышу заранее?
К
детскому саду ребенка нужно готовить:
рассказать,
что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш
пошел в детский сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы
и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с
другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие
столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания,
маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь посмотреть,
потрогать, поиграть со всем. В саду дети кушают, занимаются, играют, гуляют. Я
очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я хочу, чтобы ты пошел в
детский сад, чтобы тебе это тоже было интересно.
Утром
я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было
интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие
родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не
всех. Тебе повезло. Нам нужно подготовиться, купить необходимые вещи, выучить
имена воспитателей и правила детского сада.
Сидя
рядом поясняйте: «Какая добрая воспитательница, она кормит Сашу», «Посмотри
какой красивый домик, она сделала», «Видишь, как её любят дети» и т.д. Вначале
он держится настороженно, старается подсесть поближе к маме. Не следует его
торопить, тормошить. Пусть привыкнет. Но не следует, и занимать ребёнка игрой –
это привилегия воспитателя. Будьте рядом, но не вместе. Постепенно малыш
отойдёт от вас, а подружившись с воспитателем «забудет», что вы не рядом.
Необходимо
подробно рассказать ребенку о режиме детского сада, что, как, в какой
последовательности он будет делать. Малышей пугает неизвестность. Когда
ребенок видит, что событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя
увереннее. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может
обратиться за помощью и как это сделать. Не создавайте у ребенка иллюзий, что
все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в
группе будет много детей и иногда ему придется подождать. Научите ребенка
знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать
игрушки, предлагать свои игрушки другим детям.
Каждый
раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как
прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать
внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими
короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к
дошкольному учреждению.
Желательно
укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить
о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский
сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
Поощряйте
ребёнка словесно, если он не плакал. Поговорите с воспитателями о ребёнке.
Расспросите ребёнка о проведённом дне.
Малыш
перегружен впечатлениями, поэтому нужно щадить его нервную систему. Не стоит в
период адаптации ребёнка к детскому саду принимать у себя друзей, водить его в
гости, поздно возвращаться домой. Избегайте неприятных процедур (стрижка волос,
ногтей, уколы, горькие лекарства) если они являются для ребёнка психически
травмирующими. Подождите пока малыш придёт в уравновешенное состояние. Будьте
дома с ребёнком особенно ласковыми и внимательными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий