понедельник, 5 декабря 2022 г.

Стратегии взаимодействия педагога-психолога с родителями детей раннего возраста с тяжелой адаптацией

 В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из важнейших задач на этапе дошкольного возраста является сохранение и укрепление физического здоровья и психологического благополучия детей дошкольного возраста. Одним из сложных периодов, в ходе которого возникают риски для эмоционального благополучия детей является период адаптации.

Адаптация в широком смысле слова рассматривается как приспособление организма к изменяющимся условиям  внешней и внутренней среды. Процесс психологической адаптации, соответственно, обозначает процесс привыкания личности к определенным условиям, в которых она находится. Поступление ребенка в детский сад знаменует собой изменение самой социальной ситуации развития ребенка, когда его социальное окружение расширяется, он начинает взаимодействовать с таким институтом социализации как дошкольное учреждение. Этот процесс достаточно сложен для ребенка раннего возраста, так как у него еще нет достаточного опыта адаптации и его адаптационные способности развиты недостаточно. Кроме того, в раннем возрасте, ребенок эмоционально сильно привязан к матери, в результате чего процесс поступления в дошкольное учреждение приводит к фактической сепарации ребенка, что вызывает очень сильный стресс и тревогу.

Поступление в детское дошкольное учреждение, приводит к ряду изменению устоявшихся привычек, перестройке сформировавшихся стереотипов в отношении питания и сна, приемов воспитания, характера общения со взрослыми. Потенциал дошкольника адаптироваться ограничен.

Как указывает Н.А. Меринова, процесс адаптации к новым условиям детям младшего возраста дается не всем легко и быстро. Это требует замедление ряда ранее сформировавшихся связей и быстрого образования новых, что представляет собой сложной задачей для ребенка этого возраста. Часто у детей младшего дошкольного возраста в этот период наблюдается нарушение эмоционального состояния, аппетита, сна, и, как правило, низкая сопротивляемость заболеваниям. Рассмотрим подробнее перечисленные выше параметры.

Адаптация дошкольников сопряжена с активными изменениями, которые способствуют формированию адаптивности и успешной социализации.

Т.В. Тимохова в качестве признаков дезадаптации в дошкольном возрасте выделяет следующие:

1.                 Нарушение сна (характеризуется тем, что может изменяться продолжительность сна, продолжительность самого периода засыпания и характеристики сна). Изменения в качестве сна оказывают влияние на способность ребенка восстанавливать силы и эффективно преодолевать стрессовую ситуацию.

2.                 Нарушение питания. Может проявляться в снижение аппетита или его нарушений, что обусловлено изменениями как режима питания, режима дня, так и повышением нервного возбуждения в новой непривычной обстановке.

3.                 Расстройство настроения. Проявляется в неустойчивом эмоциональном фоне, повышенной плаксивости, раздражительности, агрессивности.

4.                Снижение иммунитета. В период адаптации на фоне эмоционального напряжения у детей может происходить снижение иммунитета и усиливаться заболеваемость.

А.В. Седалищева выделяет три фазы процесса адаптации:

1.                Острая фаза. Для нее характерны изменения в соматическом состоянии и психическом статусе ребенка, что может сопровождаться уменьшением веса, заболеваемостью, снижением аппетита.

2.                Подострая фаза. Для нее характерно нормальное поведение детей, сокращение изменений, фиксирование только по отдельным характеристикам затянувшегося темпа формирования.

3.                Фаза компенсации. Ее отличает ускорение темпа формирования разных характеристик, преодоление стресса, возникшего в процессе адаптации.

А.Н. Хохлова разделяет детей в период адаптации на 3 группы в зависимости от течения в них адаптации. В первую группу автором включаются дети, которые ведут себя резко негативно, выражают свою позицию по отношению к тому, что происходит − громко плачут, могут царапаться, кусаться, щипаться. На фоне эмоциональных всплесков дети могут неожиданно уснуть, период адаптации у детей этой группы может доходить до месяца. Вторая группа включает в себя детей, которые в период разлуки с матерью закрываются в себе, бывают излишне напряжены, мало контактируют, не проявляют интереса к окружающим и только при приходе мамы оживляются, становятся более активными и позитивными. Адаптация у этих детей проходит в течение 2-3 месяцев. Третью группу включают в себя коммуникабельные, активные дети, которые достаточно легко включаются в среду, общаются со взрослыми, разлуку с мамой переживают достаточно спокойно, при этом не проявляют резко негативных эмоций.

Все перечисленные критерии адаптации в выраженном негативном аспекте выступают в качестве признаков дезадаптации. Кроме того, эти критерии, в зависимости от степени выраженности, позволяют охарактеризовать виды адаптации. Легкая адаптация − продолжительность ее составляет от 1 до 2 недель. Если адаптация является легкой, то у ребенка достаточно быстро нормализуются сон и аппетит, улучшается эмоциональное состояние, повышается интерес к окружающему миру, улучшаются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, улучшается эмоциональный фон. Адаптация средней тяжести характеризуется тем, что период ее течения является более продолжительным, сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение является непостоянным, активность в течение месяца значительно снижается. У ребенка могут проявляться периоды плаксивости в течение дня, снижение активности, снижение интереса и общительности. Тяжелая адаптация характеризуется тем, что она имеет длительный период. В это время ребенок начинает сильно болеть, ослабляется иммунитет, происходит нарушение сна, аппетита, ухудшается эмоциональное состояние ребенка, и продолжительное время не нормализуется, в результате чего у детей происходят трудности привыкания к новой ситуации.

О.А. Петрова в число факторов, влияющих на адаптацию ребенка к дошкольной образовательной организации ряд включает: низкий уровень социализации, недооценивание важности режима адаптации, низкий уровень развития навыков самообслуживания, разница в режиме дня, разница в питании, отсутствие регулярного посещения детского сада.

По мнению О.А. Петровой, каждый из перечисленных факторов, а особенно совокупность факторов, оказывают сильное влияние на процесс адаптации ребенка. При низком уровне социализации ребенку трудно привыкать к коллективу сверстников, к разлуке с матерью и одной из причин этого, чаще всего, является гиперопекающее поведение родителей, тревожность родителей. В случае недооценивания важности режима адаптации родитель может, вопреки рекомендациям, оставлять ребенка сразу в детском саду на целый день. Это противоречит постепенному увеличению времени пребывания ребенка для того, чтобы он имел возможность более гибко адаптироваться к новым условиям.

Е.А. Пахоменкова считает, что трудности в процессе адаптации часто испытывают дети, у которых недостаточно развиты навыки самообслуживания. Это затрудняет процесс привыкания с точки зрения выполнения привычных необходимых действий, которые ребенок мог бы делать по возрасту уже сам, но не делает. В результате этого у ребенка могут проявляться капризы, снижение самооценки, эмоциональные реакции. Проявление различий в режиме дня, которые у ребенка отмечаются в семье и в детском саду, может приводить к увеличению уровня стресса. Когда режимы приближены, ребенку гораздо легче адаптироваться в новых условиях. Различие в питании также является немаловажным фактором, который может вызвать у детей не только проблемы с пищеварением, но и приучением к пище, которую дают детям в дошкольной организации. Отсутствие регулярного посещения детского сада влияет на течение адаптации и на ее продолжительность.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его реакции на адаптацию могут различаться, именно поэтому выделяют несколько степеней адаптации: легкую, умеренную и тяжелую.

Наибольшие сложности в процессе психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации возникают с детьми, которые характеризуются тяжелой адаптацией. Чаще всего у них проявляется целый комплекс симптомов, свидетельствующих о том, что процесс адаптации протекает тяжело и приобретает затяжной характер. Эмоциональное состояние ребенка в этот период, как правило, является негативным, что составляет угрозу для его эмоционального благополучия и влияет на его физическое состояние, так как на фоне сильного стресса у ребенка могут проявляться различные заболевания, как на психосоматической основе, так и физиологической основе. В результате этого большое значение имеет взаимодействие с родителями детей, которые характеризуются тяжелой адаптацией.

Д.А. Кострикина еще одним аспектом адаптации детей к дошкольной организации называет роль подготовленности родителей, их просвещенности в вопросе адаптации детей. Чаще всего трудности в адаптации возникают в силу того, что родители ведут себя неправильно, вызывая у детей чрезмерную тревогу, беспокойство, волнение при расставании с родителями. Именно поэтому современный подход к адаптации все чаще включает в себя такую составляющую как подготовительная работа с родителями, направленная на формирование у них необходимых умений и навыков, способствующих адаптации детей к дошкольной образовательной организации. Работа по подготовке детей и родителей к поступлению в дошкольную образовательную организацию является важным направлением работы.

Взаимодействие с родителями призвано, прежде всего, помочь педагогу-психологу в уточнении возможных причин тяжелой адаптации и создании условий для успешной адаптации ребенка. В процессе взаимодействия с родителями важную роль играют стратегии взаимодействия, которые выбирает педагог-психолог. Именно они влияют на достижение продуктивного результата совместной деятельности. Данные стратегии мы рассмотрим более подробно. Первой стратегией, которую важно проявлять педагогу-психологу, является стратегия принятия. Данная стратегия означает, что психолог должен быть беспристрастен и безоценочен по отношению к родителям и ребенку, у которого наблюдается тяжелая адаптация. Значимость данной стратегии обусловлена тем, что чаще всего причины тяжелой адаптации кроются в нарушении детско-родительских взаимоотношений, что может вызывать у педагога-психолога внутреннее непринятие, осуждение родителей, желание скорректировать их действия. На этом фоне  психолог может проявлять чрезмерную настойчивость в плане требований к родителям, что, в свою очередь, может нарушить взаимодействие. Стратегия принятия предполагает, что психолог принимает ситуацию такой, какая она есть и констатирует наличие проблемы.

Следующая стратегия, которую важно реализовать педагогу-психологу во взаимодействии с родителями детей, имеющих тяжелую адаптацию, это стратегия анализа. Данная стратегия направлена на более глубокое изучение семьи, детско-родительских отношений, возможных причин тяжелой адаптации. Данная стратегия должна применяться психологом в комплексе и включать в себя наблюдение за ребенком в разных ситуациях, в том числе и взаимодействия с родителями, наблюдение за поведением родителей, анализ информации, которую педагог-психолог получает в процессе проведения консультаций с родителями.

Стратегия анализа обеспечивает возможность получить более полную и глубокую информацию, на основе которой педагог-психолог сможет выстроить свои предположения о возможных причинах тяжелой адаптации и направить усилия на снижение действия данных причин.

Следующая стратегия - это стратегия сотрудничества. Для взаимодействия с родителями детей, имеющих тяжелую адаптацию, важное значение имеет создание его взаимодействии такой атмосферы, которая будет побуждать родителей к осознанию имеющихся затруднений и изменению ситуации. Стратегия сотрудничества строится на корректном информировании родителей о возможных причинах тяжелой адаптации ребенка, побуждении родителей к совместной работе, которая позволит улучшить адаптацию ребенка и гармонизировать детско-родительские отношения.

Еще одна стратегия, на которую важно выйти педагогу-психологу после того, как положительные результаты взаимодействия будут достигнуты, это стратегия поддержки. Наличие положительных изменений во взаимодействии родителей с ребенком и, как следствие, улучшение течения адаптации еще не гарантирует того, что адаптация далее будет протекать легко и безболезненно для ребенка. На этом этапе психологу важно укреплять уверенность родителей в своих воспитательных возможностях и осуществлять поддержку родителей через использование определенных методов и приемов работы. Так, в частности, важным приемом работы является получение обратной связи от родителя о том, как протекает адаптация. Еще одним приемом поддержки является обсуждение с родителями имеющихся у них затруднений и возможных способов их преодоления. Следующим приемом поддержки может выступать констатация для родителя позитивных изменений в состоянии ребенка, что, в твою очередь, позволит родителю чувствовать себя более уверенно и комфортно и, соответственно, закреплять положительный опыт взаимодействия.

Таким образом, практика реализации перечисленных стратегий взаимодействия показывает, что они позволяют существенным образом улучшить течение адаптации у детей, которые характеризуется выраженными трудностями в процессе адаптации.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий